ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ИНВАЛИДОВ ЗА 2019 ГОД

Согласно Устава основными целями и задачами Ассоциации Инвалидов Узбекистана являются:

• Создание инклюзивного общества (общества равных возможностей);

• Включение и вовлечение лиц с инвалидностью во все сферы жизнедеятельности общества;

• Содействие установлению и развитию социального партнёрства между членами Ассоциации и государственными организациями;

• Продвижения процессов ратификации и имплементации Конвенции ООН «О правах инвалидов»;

• Разработка проектов нормативно-правовых актов, предложений и рекомендации в сфере зашиты прав лиц с инвалидностью и развитие гражданского общества;

• Осуществление общественного контроля за реализацией законодательства затрагивающих права и законные интересы лиц с инвалидностью, а также развитие гражданского общества;

• Просвещение всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности, укрепление уважение прав и достоинства инвалидов;

• Вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;

На сегодняшний день Ассоциация инвалидов Узбекистана объединяет 27 организаций инвалидов и имеет 8 областных территориальных отделений.

1) Во исполнение требование Устава Ассоциации в 2019 году было проведено три заседание Совета Центрального правления, на которых были обсуждены и приняты следующие решения:

1. Утверждён план работы Ассоциации Инвалидов Узбекистана на 2019 год. Согласно этого плана перед Ассоциации были поставлены решение нижеследующих задач:

- Активное участие Ассоциации инвалидов в реализации Государственной Программы год активных инвестиции и развития социальной сферы;

- Активизация работы Ассоциации в Общественном Совета при Хокимияте г.Ташкента путем разработки и реализации программы по доступной физической среды «Город для всех»;

- Проведение и участие в круглых столах и семинарах по вопросам КПИ и проекта Закона «О правах лиц с инвалидностью»;

- Осуществление социального партнёрства с государственными организациями по вопросам зашиты прав лиц с инвалидностью, а также развитие гражданского общества;

- Содействие освещению жизнедеятельности лиц с инвалидностью на телевидении и СМИ;

- Выдвижение представителей Ассоциации инвалидов в качестве кандидатов в депутаты на выборах в Олий Мажлис и местные кенгаши;

- Создание территориальных отделений Ассоциации в регионах Республики Узбекистан;

- Создание материально-технической базы Ассоциации;

- Проведение общественного контроля за реализацией нормативно -правовых актов в сфере зашиты прав лиц с инвалидностью;

- Продвижение процессов ратификации КПИ;

- Продолжение работы над проектом закона «О правах лиц с инвалидностью» с учётом международных стандартов и требовании КПИ;

- Проведение мероприятий по возращению налоговых льгот для ННО инвалидов и их предприятий, а также выделение квоты по государственным закупкам товаров и услуг предприятий ННО инвалидов;

1. Принять к сведению предоставленную информацию о проекте создания без барьерной физической среды в городе Ташкенте «Город для всех», а также призвать всех членов Ассоциации инвалидов активно принимать участие в реализации данного проекта.

2. Принять в члены Ассоциации Инвалидов Узбекистана Узбекское общество глухих, общественное объединение инвалидов «Инклюзив Жамият», а также негосударственную некоммерческую организацию инвалидов «Нью-Хоуп».

3. Рекомендовать руководству Ассоциации инвалидов активно отстаивать интересы общественных организаций инвалидов и их предприятий при разработке и обсуждении проекта Налогового Кодекса в новой редакции.

Исходя из утверждённого плана работ, а также Решении Совета Центрального правления, Ассоциация инвалидов осуществила в 2019 году следующую работу

1) Ассоциация инвалидов разработала и представила рабочей группе по разработке государственной программы «Год активных инвестиции и развитие социальной зашиты», свыше 30 предложений для включение их в государственную программу, из которых 14 предложений нашли свое отражение в окончательном варианте госпрограммы.

2) Ассоциация инвалидов разработала более 25 предложений для включения их в проект «Национального плана действий по выполнению рекомендаций Совета ООН по правам человека по итогам рассмотрения третьего национального доклада Республики Узбекистан в рамках Универсального периодического обзора на 2019-2021 годы». В окончательный вариант НПД включено 7 предложений Ассоциации инвалидов. В данный документ были включены такие пункты как: внесение в сентябре 2019 года в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса проекта Закона Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Присоединение в мае 2021 года к Факультативному протоколу к Конвенции ООН о правах инвалидов, принятие Кабинетом Министров Республики Узбекистан в июле 2019 года «Национального плана действии по имплементации конвенции ООН о правах инвалидов на 2019-2021». К сожалению, приходиться констатировать, что ни одно из перечисленных мероприятий не выполнено, а со стороны Ассоциации инвалидов процесс реализации не был взят под общественный контроль.

3) В 2019 году были созданы Джизакское и Наманганское областные территориальные отделения Ассоциации инвалидов.

4) Члены Ассоциации инвалидов в феврале 2019 года разработали и предоставили в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах государственной поддержки общественных объединений лиц с инвалидностью», благодаря тесному партнёрству с Налоговым комитетом, Министерством экономики и Министерством финансов, удалось восстановить налоговые льготы ННО инвалидов и их предприятий (которые были отменены с января 2019 года), а также законодательно закрепить квоты по государственным закупкам товаров и услуг, производимых предприятиями ННО инвалидов. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах государственной поддержки общественных объединений лиц с инвалидностью» был издан 23 августа 2019 года, все налоговые льготы, установленные данным указом, вошли в новую редакцию Налогового кодекса, вступившего в силу с 01 января 2020 года;

5) Члены Ассоциации инвалидов совместно с Министерством финансов официально определили размеры квот, а также перечень товаров и услуг, производимых ННО инвалидов и их предприятиями, которые могут быть приобретены по государственным закупкам;

6) Члены Ассоциации инвалидов в 2019 году продолжили работать над проектом закона «О правах лиц с инвалидностью» с целью того, чтобы проект закона отвечал международным стандартам и требованием КПИ. Данный проект закона был разработан в 2018 году по инициативе Ассоциации инвалидов. В проекте закона предусматривалось государственная поддержка ННО инвалидов и их предприятий, социальное партнёрство, а также создание межведомственного комитета по вопросам инвалидности при Кабинете Министров Республике Узбекистан. К сожалению, необходимо отметить, что финальная версия проекта, которая была принята в сентябре в первом чтении Законодательной палатой Олий Мажлиса, выглядела намного хуже, чем изначальный проект закона, который разработали члены Ассоциации. Ассоциация инвалидов освятила в прессе свои возражения на проект, принятый Законодательной Палатой в первом чтении, и предложила создать рабочую группу по доработке проекта закона.

В конце сентября 2019 года была создана рабочая группа по доработке проекта закона с учетом интересов ННО инвалидов. В рабочую группу вошли все желающие члены Ассоциации инвалидов. В 2019 году проведено 12 заседаний рабочей группы. В первых числах декабря 2019 года было запланировано принятие проекта закона во втором чтении. Однако Ассоциация инвалидов на заседании рабочей группы категорически выступила против принятия во втором чтении проекта закона, пока он не будет отражать интересы лиц с инвалидностью и соответствовать международным стандартам, а также требованиям КПИ. В целях проведения международной экспертизы проекта закона на соответствие его международным стандартам, Ассоциация инвалидов официально обратилась к Специальному докладчику ООН по правам инвалидов Каталине Девандас - Агилар с просьбой провести международную экспертизу проекта закона «О правах лиц с инвалидностью» на соответствие его международным стандартам и требованием КПИ как это указано в программе комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод, утверждённой Указом Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года № УП-5270. Спец докладчик ООН по правам инвалидов провела экспертизу проекта закона «О правах лиц с инвалидностью и 03 декабря 2019 года официально обратилась в МИД и Кабинет Министров Республике Узбекистан выразив тревогу и озабоченность несоответствием проекта закона международным стандартам и требованием КПИ, указав также, что проект закона основан на медицинской модели инвалидности, а не на социально-правовой модели. В декабре 2019 года было принято решение доработать проект закона и отложить его принятие на первый квартал 2020 года. Ассоциация инвалидов в 2020 году продолжит прилагать все усилия к тому, чтобы Закон «О правах лиц с инвалидностью» отвечал нуждам и требованиям лиц с инвалидностью и их организаций;

7) Ассоциация инвалидов принимала активное участие в процессе разработке проекта закона о «ННО» в новой редакции. От имени Ассоциации инвалидов внесено более 27 предложений в проект закона в частности:

- Приведение наименования ННО в соответствие со статьей 58 Конституции Республике Узбекистан, где говорится об общественных объединениях (в Конституции нет слов ННО).

- Государственные органы должны привлекать негосударственные некоммерческие организации к разработке и реализации государственных программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов.

- Оказание государственной поддержки и поощрения деятельности активных, само инициативных ННО. Выделение государством средств на поддержку ННО, позволяющих реализовывать среднесрочные и долгосрочные масштабные и общереспубликанские проекты и программы.

- Реально заменить порядок согласования с регистрирующим органом мероприятий ННО порядком уведомления о планируемых мероприятиях.

- Обязательное заслушивание руководителей органов государственной власти на местах по вопросам развития деятельности ННО, обеспечения защиты их прав и законных интересов.

- Возложить на одного из заместителей министерств и ведомств ответственность по взаимодействию с ННО.

- Сокращению сроков принятия решений о получении гуманитарной помощи, а также определения единого уполномоченного органа в данной сфере.

- Убрать все отсылочные нормы, а также словосочетание «могут», «возможно» «кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.» и т.д.

- Освобождение ННО от уплаты государственной пошлины во всех судах и по всем искам.

- Органы государственного управления непосредственно предоставляют государственный социальный заказ негосударственным некоммерческим организациям для выполнения социально и общественно значимых проектов за счет бюджетных средств (в проекте указывается за счёт внебюджетных денежных средств).

- Негосударственные некоммерческие организации самостоятельно определяют свои цели, виды деятельности, организационную структуру, а также порядок формирование руководящих органов.

Одним словом, предложения Ассоциация инвалидов были направлены к тому, чтобы привести проект закона об ННО в новой редакции в соответствие с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны» от 04.05.2018 года.

8) С помощью грантового проекта Фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Можлисе Республики Узбекистан, в соответствии с законом «Об общественном контроле», Ассоциация инвалидов Узбекистана провела мониторинг физической доступности зданий и помещений ВТЭК города Ташкента к использованию лицами с инвалидностью. В ходе проведения мониторинга было обследовано семь зданий районных и межрайонных отделений и одно здание городского ВТЭК. В процессе исследования было установлено, что практически все здания ВТЭК города Ташкента размещены в старых зданиях, построенных в прошлом веке. Также выяснилось, что ни одно из зданий, где располагаются ВТЭК, не находиться в собственности этих организаций. В ходе мониторинга были обследованы близлежащие к зданию ВТЭК транспортные остановки, входные площадки в здание на наличие пандусов или подъёмников, обследованы внутри комнатные помещения, а также туалетные комнаты, осуществлены замеры дверных проёмов, пандусов и туалетных кабин.

По окончанию мониторингового исследования Рабочая группа обобщила результаты и составила анализ результатов мониторинга. Анализ выявил следующее:

а) Ни одно здание ВТЭК не отвечает требованием законодательства и СНИП физической доступности для ЛсИ (лица с инвалидностью).

б) Ни одна из близлежащих к зданию ВТЭК транспортная остановка не приспособлена для передвижения ЛсИ.

в) Ни в одном из помещений ВТЭК и ни один туалет не приспособлен к использованию ЛсИ.

г) Нет ни одной специальной парковки для ЛсИ возле здания ВТЭК.

д) Имеющиеся пандусы у входных дверей не соответствуют стандартам СНИП.

е) Практически везде отсутствуют сурдо и тифло специалисты.

ж) Более-менее отвечает требованием доступности Шайхантахурский районный ВТЭК, хотя туалет там не доступен.

з) Здание городского ВТЭК находится на втором этаже, лифт отсутствует, комната для приёма находящиеся на первом этаже в момент проведение мониторинга была закрыта на замок.

Итоги исследования, проведенного в рамках мониторинга, свидетельствуют о том, что здания ВТЭК, расположенные в городе Ташкенте являются недоступными для лиц с инвалидностью. И это с учётом того факта, что здание ВТЭК предназначены для посещения лицами с инвалидностью. Мониторинг также показал, что наличие нормативных документов, гарантирующих людям с инвалидностью доступность инфраструктуры, не гарантирует наличия доступности инфраструктуры, поскольку различные органы и структуры не обеспечивают их последовательного исполнения.

В ходе реализации проекта Ассоциация инвалидов Узбекистана установила партнёрские отношение со всеми руководителями ВТЭК города Ташкента. Для нас была новостью, что все здание и помещение в которых находятся учреждение ВТЭК города Ташкента, им не принадлежат и не находятся на их балансе, что затрудняет проведение реконструкции этих здании и созданию доступной физической среды.

По итогам проведённого мониторинга Ассоциация инвалидов Узбекистана провела круглый стол, с участием руководителя Республиканского ВТЭК, а также представителей ВТЭКов города Ташкента, представителей Министерства строительства, Хокимията города Ташкента, ННО инвалидов, СМИ и других заинтересованных организаций.

По итогам круглого стола был составлен анализ и рекомендации результатов мониторинга доступной физической среды в зданиях и помещениях ВТЭК в городе Ташкенте.

Анализ мониторинга и рекомендации были направлены для рассмотрения в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Хокимият города Ташкента.

Анализ мониторинга и рекомендации Ассоциации инвалидов были рассмотрены и изучены Советом Безопасности при Президенте Республики Узбекистан и даны соответствующие поручения Министерству здравоохранения по искоренению причин и условий, создающих барьеры в виде не доступной физической среды в зданиях и помещениях ВТЭК. В свою очередь Министерство здравоохранения дало письменное предписание всем руководителям районных, городских и областных ВТЭК устранить все барьеры, создающие препятствия для передвижения лиц с инвалидностью в зданиях и помещениях ВТЭК, а также переоборудовать все санитарные узлы (туалеты) для использование лицами с инвалидностью. Результаты мониторинга широко освещались в СМИ и социальных сетях интернет.

9) В соответствии с законом «Об общественном контроле», Ассоциация инвалидов Узбекистана провела мониторинг доступности социального жилья для лиц с инвалидностью (Сергелийский район города Ташкента), а также мониторинг доступности городской транспортной инфраструктуры города Ташкента для лиц с инвалидностью. Результаты мониторинга широко освещались в СМИ и социальных сетях интернет. В частности, на телеканале «Пойтахт» был показан 30 минутный репортаж, посвящённый мониторингу доступности городской транспортной инфраструктуры города Ташкента для лиц с инвалидностью. По результатам мониторинга были разработаны рекомендации по созданию доступной физической среды в городе Ташкенте. Ассоциация инвалидов совместно с Общественным Советом Хокимията города Ташкента разработала проект программы доступная физическая среда «Город для всех».

10) В соответствии с законом «Об общественном контроле», Ассоциация инвалидов, используя метод запроса, провела общественный контроль реализации «Программы комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод», утверждённой Указом Президента Республике Узбекистан от 1 декабря 2017 года № УП-5270. Запросы были направлены 20 Министерствам и государственным организациям, ответственных за реализацию возложенных на них пунктов, указанных в государственной программе. По результатам ответов на запросы был составлен Анализ результатов запросов Ассоциации Инвалидов Узбекистана (на 01.08.2018 г.) о реализации указа Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года № УП-5270 и программы комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантии зашиты их прав и свобод. Согласно проведённого общественного контроля государственная программа была реализована всего на 40%. Результаты общественного контроля и анализ с рекомендациями был направлен на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Отдельно хотелось бы отметить мониторинг реализации пункта 42 программы предусматривающий обеспечение переоснащения специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью. В результате мониторинга компания Узавтомоторс начала устанавливать специальное ручное оборудование, приспособленное для водителей с инвалидностью.

11) Сенат Олии Мажлиса Республики Узбекистан совместно с членами Ассоциации инвалидов провёл мониторинг реализации закона «О социальной зашите инвалидов» в Ташкентской области. По результатам мониторинга был проведён круглый стол с участием профильных министерств и органов государственной власти Ташкентской области. По итогам круглого стола были выработаны предложения и рекомендации по устранению причин и условий, препятствующих реализации закона «О социальной зашите инвалидов».

12) В начале 2019 года Ассоциация инвалидов провела мониторинг доступности туристических объектов и памятников культуры в городе Самарканде. В ходе мониторинга было установлено что ни один туристический объект и памятники культуры в городе Самарканде не был приспособлен для использование лицами с инвалидностью. По результатам мониторинга было направлено обращение в Госкомтуризм о создание доступной физической среды на туристический объектах и памятниках культуры в городе Самарканде. В результате этого Госкомтуризм разработал программу «Инклюзивный туризм» и к концу 2019 года туристические объекты и памятники культуры, расположенные в городе Самарканде, были приспособлены для посещения лиц с инвалидностью. (площадь «Регистан», музей «Гур Амир», мавзолей первого Президента Республики Узбекистан и т.д.).

13) В декабре 2019 года Ассоциация инвалидов провела мониторинг обеспечения доступной физической среды на избирательных участках. В ходе мониторинга на избирательных участках были выявлены многочисленные барьеры, создающие препятствия для реализации лицами с инвалидностью своих избирательных прав. Например, большинство пандусов на избирательных участках не соответствовали стандартам и были без перил, в трафарете для голосования незрячих не были установлены ФИО кандидатов в депутаты, материалы для голосования не были в доступных форматах.

14) В соответствии с законом «Об общественном контроле» были проведены следующие общественные слушания:

а) Общественные обсуждение проекта закона «О правах лиц с инвалидностью» Целью общественного обсуждения была разработка заключения и рекомендации по улучшению проекта закона «О правах лиц с инвалидностью», приведение его в соответствие с международными стандартами и требованиям положений Конвенции о правах инвалидов и главное, чтобы проект закона отвечал потребностям и нуждам лиц с инвалидностью. По итогам общественного обсуждения Ассоциация инвалидов разработала рекомендации и предложения для включения их в проект закона «О правах лиц с инвалидностью» и передала рекомендации в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство здравоохранения. Кроме этого, по итогам общественного обсуждения, было направлено официальное обращение к Специальному докладчику ООН по правам инвалидов Каталине Девандас - Агилар с просьбой провести международную экспертизу проекта закона «О правах лиц с инвалидностью» на соответствие его международным стандартам и требованием КПИ.

б) Общественное обсуждение вопроса ратификации Республикой Узбекистан Конвенции ООН о правах инвалидов. Цель мероприятия - содействие продвижению процесса ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, а также повышение осведомленности общественности о правах лиц с инвалидностью, по итогам общественного обсуждения были разработаны рекомендации и направлены в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения, Министерство занятости и трудовых отношений, Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам

в) Общественное обсуждение вопроса обеспечения реализации избирательных прав лиц с инвалидностью. По итогам общественного обсуждение Ассоциация инвалидов Узбекистана подготовила итоговый документ в форме заключения, который был направлен в Центральную избирательную комиссию и Кабинет Министров Республики Узбекистан. По результатам общественного обсуждения Центральная избирательная комиссия приняла специальное постановление за № 993 от 03.12.2019 года «О дополнительных мерах по обеспечению избирательных прав лиц с инвалидностью»

16). В 2019 году благодаря спонсорской поддержке по всем областям Республике Узбекистан были розданы более 600 колясок для лиц с инвалидностью.

17). Оказаны консультации по социальным и правовым вопросам более 200 лицам с инвалидностью.

18). Представители Ассоциации, отстаивая интересы лиц с инвалидностью и их организаций, активно принимали участие в различных семинарах и круглых столах, посвящённых обсуждению следующих вопросов:

а) Проект нового уголовного и уголовно процессуального кодексов;

б) Проект закона об оказании бесплатной юридической помощи;

в) Проект Закона об ННО и Кодекса ННО;

г) Слушание по составлению добровольного отчета Республики Узбекистан по реализации ЦУР до 2030 года;

д) Вопросы обеспечения прав лиц с инвалидностью на участие в культурной жизни и занятие спортом;

е) Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О минимальном прожиточном минимуме и минимальной потребительской корзине»;

ж) Вопросы создание единого органа по социальной зашиты населения;

з) Вопросы социального партнёрства ННО и государственных органов;

19). Ассоциация инвалидов составила альтернативный доклад в комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, по выполнению Республикой Узбекистан международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в части касающейся лиц с инвалидностью.

20). Ассоциация инвалидов подготовила свой отчёт о положении лиц с инвалидностью в Республике Узбекистан в 2019 году.

21). Четыре члена Ассоциации инвалидов были награждены почётным нагрудным знаком «За вклад в развитие гражданского общества», а также государственными орденами и медалями за вклад в развитие социально-политической жизни страны.

22). Ассоциация инвалидов совместно с НДПУ провели на телеканале «Узбекистан» в прямом эфире три телепередачи «Муносабат», посвященные ходу реализации программы «Комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий зашиты их прав и свобод» принятой Указам Президента 01. декабря 2017 года № УП-5270. Помимо этого, на различных национальных телеканалах были проведены более 17 телепередач т ток-шоу, посвящённых жизнедеятельности лиц с инвалидностью.

Особо хотелось бы отметить тот факт, что государственные организации учитывают мнение и предложения Ассоциации инвалидов, многие инициативы и предложения Ассоциации инвалидов нашли и находят своё отражение в различных государственных программах и нормативных актах.

Ассоциация инвалидов Узбекистана выражает глубокую признательность и огромную благодарность всем нашим партнёрам и членам Ассоциации за проделанную плодотворную работу в сфере зашиты прав лиц с инвалидностью в 2019 году.