ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ИНВАЛИДОВ ЗА 2020 ГОД

Согласно Устава основными целями и задачами Ассоциации Инвалидов Узбекистана являются:

Основной целью — деятельности Ассоциации инвалидов является создание инклюзивного общества (общества — где всем гражданам созданы равные возможности для развития и реализации их потенциала).

Для достижение своих целей Ассоциация инвалидов Узбекистана осуществляет следующие виды деятельности:

• Установление социального партнёрства с государственными организациями в решений вопросов прав лиц с инвалидностью и развитие гражданского общества;

• Просвещении всего общества о жизнедеятельности и правах лиц с инвалидностью;

• Содействие в реализации и имплементации Конвенции ООН “О правах инвалидов”;

• Составление ситуационного анализа о положении лиц с инвалидностью и их организаций;

• Составление альтернативных докладов о соблюдении и реализации прав лиц с инвалидностью;

• Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере прав лиц с инвалидностью, а также развитии гражданского общества;

• Содействие созданию доступной физической среды для лиц с инвалидностью;

• Участие в принятие решений государственных органов по вопросам прав лиц с инвалидностью и развитии гражданского общества;

• Осуществление общественного контроля за реализацией нормативно правовых актов в сфере прав лиц с инвалидностью и развитии гражданского общества;

• Содействие обеспечению правовой грамотности людей с инвалидностью;

• Включение и вовлечение лиц с инвалидностью во все сферы жизнедеятельности общества;

• Содействие развитию инклюзивного образования;

• Вовлечение лиц с инвалидностью занятию физической культурой и спортом;

• Развитие международного сотрудничества в вопросах прав лиц с инвалидностью и развитие гражданского общества.

На сегодняшний день Ассоциация инвалидов Узбекистана объединяет 28 общественных объединений инвалидов и имеет 8 областных региональных отделений.

1) Во исполнение требования Устава Ассоциации инвалидов, в феврале 2020 года было проведено заседание Совета Центрального правления, на котором был утверждён план работы Ассоциации Инвалидов Узбекистана на 2020 год. Согласно этого плана перед Ассоциации инвалидов были поставлены решения нижеследующих задач:

• Активное участие Ассоциации инвалидов в реализации государственной программы Республики Узбекистан «Стратегия развития 2017-2021».

• Поведение общественного контроля реализации Указа Президента Республики Узбекистан № 5270 от 1 декабря 2017 года и Программы Комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод.

• Активное участие представителей Ассоциации инвалидов в работе Общественного Совета при Хокимияте города Ташкента.

• Подготовка альтернативного отчёта к третьему периодическому Докладу Республики Узбекистан по выполнению международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в части касающейся прав лиц с инвалидностью.

• Проведение общественного мониторинга десяти высших учебных заведений, расположенных в городе Ташкенте, на предмет наличия доступной физической среды.

• Проведение общественного мониторинга наличия доступной физической среды в новых надземных станциях метро.

• Просвещение всего общества о жизнедеятельности и правах лиц с инвалидностью, проведение информационных (адвокаси) мероприятий путём участия в телевизионных и радиопрограммах, а также публикациях статей и информационных материалов в СМИ.

• Продолжить работу по подготовке предложений и дополнений к проекту закона «О правах лиц с инвалидностью», с учётом интересов лиц с инвалидностью в соответствии с международными стандартами и требованиями Конвенции ООН «О правах инвалидов».

• Разработка предложений и рекомендаций в законодательные акты с целю учёта в них прав и интересов лиц с инвалидностью, а также развития гражданского общества.

• Продвижение процесса ратификации КПИ и проведение с этой целью круглых столов и семинаров.

• С целью повышения информированности и правовой грамотности лиц с инвалидностью, проведение в шести регионах Республики Узбекистан семинаров-тренингов на темы: цель и значение ЦУР и КПИ для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью.

• Активное участие Ассоциации инвалидов в процессе разработки проекта Кодекса ННО.

• Проведение спортивных соревнований среди лиц с инвалидностью.

• Проведение творческого конкурса сочинений среди студентов, обучающихся в ВУЗах города Ташкента на тему «Что такое инклюзивное общество».

• Проведение общественных слушаний, посвященных правам лиц с инвалидностью в сфере образования, трудоустройства, доступа к правосудию, достойного жизненного уровня и т.д.

• Проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов 3 декабря.

Исходя из утверждённого плана работы, а также учитывая введённые в марте 2020 года карантинные ограничения, связанные с распространением пандемии COVID-19, Ассоциация инвалидов провела следующие мероприятия:

2) В январе 2020 года Ассоциация инвалидов Узбекистана разработала и направила в комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам Альтернативный отчёт, к третьему периодическому Докладу Республики Узбекистан по выполнению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в части, касающейся прав лиц с инвалидностью.

3) Ассоциация инвалидов разработала и представила рабочей группе по подготовке государственной программы «Г од развитие науки, просвещения и цифровой экономики», свыше 30 предложений для включения их в Государственную Программу, из которых 4 предложения нашли свое отражение в окончательном варианте госпрограммы. Представители Ассоциации инвалидов принимали участие в девяти телевизионных программах, посвящённых обсуждению предложений в государственную программу «Год развитие науки, просвещения и цифровой экономики».

4) В январе 2020 года Комитет по труду и социальным вопросам Олий Мажлиса Республики Узбекистан с участием депутатской фракции НДПУ организовали встречу депутатов с членами Ассоциации инвалидов Узбекистана. На этой встрече были озвучены возражения и предложения Ассоциации инвалидов к проекту Закона «О правах лиц с инвалидностью», в частности представители Ассоциации инвалидов говорили, что проект закона не отвечает международным стандартам и требованиям КПИ. С другой стороны, депутаты высказали мнение, что у государства нет необходимых финансовых ресурсов по обеспечению всех предложений, исходящих от Ассоциации инвалидов. По итогам данной встречи было принято решение о возобновлении работы рабочей группы по доработке проекта Закона. Ассоциация инвалидов подготовила предложения по доработке и улучшению проекта закона «О правах лиц с инвалидностью» и передала их на рассмотрение в Комитет по труду и социальным вопросам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также депутатам из фракции НДПУ. С января по август Ассоциация инвалидов внесла в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса более 27 предложений, направленных на улучшение проекта закона «О правах лиц с инвалидностью», 15 октября данный Закон был подписан Президентом Республики Узбекистан, особо хотелось бы отметить, что 60% текста закона состоит из предложений, внесённых Ассоциацией инвалидов Узбекистана.

5) В рамках проведения общественного контроля Ассоциация инвалидов Узбекистана провела общественный мониторинг реализации со стороны Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, возложенных на неё обязанностей, исходящих из Указа Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года № УП-5270 и «Программы комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод». По итогам проведённого мониторинга Ассоциация инвалидов Узбекистана обратилась с официальным письмом в Комитет по науке, образованию и здравоохранению Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с просьбой направить парламентский запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство здравоохранения Республике Узбекистан о реализации вышеназванной программы. Наша просьба была удовлетворена и феврале 2020 года Сенат Олий Мажлиса направил в Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство здравоохранения Республики Узбекистан парламентский запрос. По результатам ответа на парламентский запрос были проведены парламентские слушания о ходе реализации со стороны Минздрава возложенных на него обязанностей, исходящих из Указа Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года № УП-5270 и «Программы комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод». По итогам парламентских слушаний были приняты соответствующие меры.

6) С марта по июнь месяце Ассоциация инвалидов провела серию онлайн- консультаций по социально-правовым вопросам (права на трудоустройства, образование, жильё и т.д.) для лиц с инвалидностью. Более 70 лиц с инвалидностью получили необходимые для них правовые и социальные консультации.

7) Ассоциация инвалидов активно участвовала в обсуждениях проекта «Стратегии по правам человека», разработанного Национальным Центром по правам человека Республики Узбекистан. Со стороны Ассоциации инвалидов были разработаны и внесены на рассмотрение в НЦПЧ более 18 предложений. Представители Ассоциации инвалидов принимали участие в семинарах и круглых столах по обсуждению проекта «Стратегии по правам человека».

8) В целях поддержки предприятий, созданных при общественных объединениях инвалидов, а также создания новых рабочих мест для лиц с инвалидностью, Ассоциация инвалидов совместно с Министерством финансов в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4423 от 23 августа 2019 г. официально разработали и утвердили размеры квот, а также перечень товаров и услуг, производимых ННО инвалидов и их предприятиями, которые могут быть приобретены по государственным закупкам в 2020 году, напрямую без биржевых торгов.

9) На основании письма № 09-16/843 от 22.05.2020 года Комитета по науке, образованию и здравоохранению Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Ассоциация инвалидов провела общественную экспертизу проекта Закона Республики Узбекистан «О занятости населения» на предмет учёта в проекте Закона интересов лиц с инвалидностью.

В результате общественной экспертизы были подготовлены и направлены в Комитет следующие предложения:

а) Включить в проект Закона такие принципы как «Инклюзивность трудоустройства». «Государственная поддержка в трудоустройстве социально уязвимых слоев населения»;

б) В Статью 6. «Основные направления государственной политики в области занятости населения» включить следующие дополнения:

- расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства лиц с инвалидностью и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;

- создание инклюзивного и открытого рынка труда, доступного для лиц с инвалидностью;

- запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных. здоровых условий труда;

- наем лиц с инвалидностью в государственном секторе;

- обеспечение того, чтобы лица с инвалидностью имели возможность осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими гражданами;

- принятие ежегодных государственных программ по обеспечению занятости социально уязвимых слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью.

в) Право трудоспособных лиц с инвалидностью на получение статуса безработного и выплаты пособия по безработице.

10) На основании письма № 09-16/907 от 02.06.2020 года Комитета по науке, образованию и здравоохранению Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Ассоциация инвалидов провела общественную экспертизу проекта Закона Республики Узбекистан «Об образовании» на предмет учёта в проекте данного Закона интересов лиц с инвалидностью. Обсуждение проекта Закона было организовано в режиме онлайн-конференции (зум), в которой приняли участие более 10 представителей ННО лиц с инвалидностью и международные эксперты. В результате общественной экспертизы были подготовлены и направлены в Комитет следующие предложения:

а) включить в проект Закона понятие инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию в образовательных учреждениях общего типа для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

б) включить в проект Закона новую статью.

Обеспечение права лиц с инвалидностью на получение образования.

Государство обеспечивает лицам с инвалидностью инклюзивное образование на всех уровнях дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего, внешкольного и послевузовского образования, а также возможности обучения в течение всей жизни.

Государство стимулирует негосударственные образовательные учреждения обучению лиц с инвалидностью.

Государственные органы власти обязаны обеспечить лицам с инвалидностью, доступность к дошкольному, школьному среднему профессиональному и высшему образованию, адаптированного к индивидуальным потребностям. Государство принимает необходимые меры по приему на работу в государственные образовательные учреждения преподавателей, в том числе преподавателей лиц с инвалидностью, имеющих квалификацию в области языка мимики и жестов и/или системы Брайля, а также в области других альтернативных форм коммуникации, и по подготовке профессионалов и персонала, работающего на всех уровнях образования с лицами с инвалидностью.

Государство обеспечивает, чтобы лица с инвалидностью не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети с инвалидностью - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования.

Запрещается умаление, ущемление, унижение и пренебрежительное отношение к учащимся лицам с инвалидностью.

Право на образование не может быть ограничено в связи с трудностями в обучении или другими затруднениями в результате какого-либо ограничения возможностей.

Учебные заведения не зависимо от форм собственности обеспечивают:

- разумное приспособление условий обучения к индивидуальным потребностям лиц с инвалидностью;

- внедрение и развитие системы инклюзивного образования;

- создание в учреждениях образования всех уровней служб по оказанию помощи лицам с инвалидностью.

Лицам с инвалидностью, на основе государственных грантов, выделяется двухпроцентная квота приема в высшие образовательные учреждения от общего количества приема абитуриентов.

Лица с инвалидностью, обучающиеся в государственных высших учебных заведениях, а также студенты, один из родителей которых является лицом с инвалидностью, освобождаются от уплаты контрактов на обучение.

Детям с инвалидностью обеспечивается право наравне с другими на доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания.

11) Представители Ассоциации инвалидов принимали активное участие в онлайн-конференции, посвящённой обсуждению первого добровольного отчёта Узбекистана по реализации Целей Устойчивого Развития (ЦУР)-2030. В ходе данного обсуждения Ассоциация инвалидов предложила разработать и принять Государственную Программу «Без барьерная среда», обосновав это тем, что без создания доступной физической среды, лица с инвалидностью не смогут реализовывать свои конституционные права, а также воспользоваться достижениями в области ЦУР-2030. Лозунг реализации ЦУР «Никого не оставлять позади» должен реализовываться с учётом потребностей и интересов лиц с инвалидностью.

12) Представители Ассоциации инвалидов принимали активное участие в онлайн-конференции, посвящённой теме «Глобальное сотрудничество и волонтёрское движение во время пандемии COVID-19». На данной конференции члены Ассоциации инвалидов предложили вести в Налоговый Кодекс Республики Узбекистан положение об освобождении от уплаты подоходного налога лиц, получающих благотворительную помощь, а также освобождение от уплаты налога на доходы юридических лиц на сумму оказанной благотворительной помощи.

13) В целях развития гражданского общества Ассоциация инвалидов Узбекистана, совместно с другими заинтересованными ННО, а также с участием международных экспертов разработала альтернативный проект Кодекса ННО Узбекистана.

14) В конце июня Ассоциация инвалидов организовала онлайн-конференцию по обсуждению альтернативного проекта Кодекса ННО с участием национальных ННО и международных экспертов. По итогам обсуждения все предложения и замечания были внесены в финальную версию альтернативного проекта Кодекса ННО и разосланы в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Министерство Юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным лицам, и организациям.

15) Представители Ассоциации инвалидов принимали активное участие в онлайн-конференции, посвящённой теме «Доступ к правосудию в странах Центральной Азии во время пандемии коронавируса». В ходе конференции представители Ассоциации инвалидов озвучили барьеры, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью при осуществлении своего права на доступ к правосудию. Со стороны представителей Ассоциации инвалидов, так же было предложено ввести в национальное законодательство понятие «Доступа к правосудию», право выбора государственного защитника, участие представителей ННО в качестве общественных защитников в Судах по уголовным и гражданским делам.

16) В целях просвещения общества о жизнедеятельности лиц с инвалидностью, Ассоциация инвалидов совместно с телеканалом «Севимли» организовали и провели более 4-х телепередач «Махалада дув-дув гап», посвящённых проблемам трудоустройства, образования и доступности физической среды для лиц с инвалидностью на транспорте и общественных зданиях, предоставляющих услуги населению.

17) 27 июля Ассоциация инвалидов провела онлайн встречу с участием Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства здравоохранения и 20 ННО инвалидов. В ходе встречи обсуждались проблемы трудоустройства лиц с инвалидностью, а также качества представляемых государственных услуг. По итогам встречи было принято решение о создании при Министерстве занятости и трудовых отношений общественного совета ННО лиц с инвалидностью.

18) Ассоциация инвалидов в июле месяце разработала предложения и дополнения к проекту Закона «О правах лиц с инвалидностью» и направила свои предложения в Комитет по науке, образованию и здравоохранению Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

19) В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об общественном контроле» Ассоциация инвалидов провела общественный мониторинг десяти высших учебных заведений, расположенных в городе Ташкенте, на предмет наличия доступной физической среды для студентов с инвалидностью в зданиях и помещениях ВУЗов.

20) 04 сентября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела общественный мониторинг наличия доступной физической среды для лиц с инвалидностью, в новых надземных станции метро Дустлик 2, Бекат 2, Бекат 3, Бекат 4, Бекат 5, Бекат 6, и Бекат 7. Целью мониторингового исследования являлась проверка реализации требования законодательства о создании доступной физической среды для лиц с инвалидностью на станциях надземного метро. В целях устранения выявленных нарушений, по итогам проведённого мониторинга Ассоциация инвалидов Узбекистана разработала заключение и рекомендации, которые были направлены в Администрацию Президента Республики Узбекистан, АО «Узбекистан темир йуллари», Руководству «Тошкент метрополитени». Результаты мониторинга, также были опубликованы в интернет-изданиях «Анхор Уз» и «Газета Уз». 2. В сентябре месяце по итогам мониторинга физической доступности новых станции надземного метро, мы направили разработанные нами рекомендации в Администрацию Президента. 14 октября 2020 года из Администрации Президента пришло письмо, в котором говориться, что наши рекомендации по итогам мониторинга были направлены Кабинету Министров, Министерству транспорта, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству здравоохранение и АО «Узбекистан темир йулари». В письме указывается, чтобы вышеперечисленные организации в срок до 15 декабря изучили рекомендации по итогам мониторинга и приняли меры по устранению всех недостатков, выявленных в ходе мониторинга.

21) В целях содействия инвалидам в реализации их прав человека, 24 сентября Ассоциация инвалидов организовала ЗУМ встречу с лицами с инвалидностью и представителями ННО лиц с инвалидностью, где представители Ассоциации давали правовые консультации (образование, трудоустройства, жилищные вопросы, получение материальной помощи и т.д.) на встрече участвовали более 50 человек.

22) 26 сентября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела семинар - тренинг в городе Андижане на тему «Значение и цели ЦУР для Узбекистана», а также на тему «Значение и цели Конвенции о правах инвалидов».

23) 03 октября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела семинар -тренинг в городе Намангане на тему «Значение и цели ЦУР для Узбекистана», а также на тему «Значение и цели Конвенции о правах инвалидов».

24) 17 октября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела семинар-тренинг в городе Фергане на тему «Значение и цели ЦУР для Узбекистана», а также на тему «Значение и цели Конвенции о правах инвалидов».

25) 31 октября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела семинар -тренинг в городе Карши на тему «Значение и цели ЦУР для Узбекистана», а также на тему «Значение и цели Конвенции о правах инвалидов».

26) 24 октября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела семинар -тренинг в городе Навои на тему «Значение и цели ЦУР для Узбекистана», а также на тему «Значение и цели Конвенции о правах инвалидов».

27) 07 ноября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела семинар -тренинг в городе Самарканде на тему «Значение и цели ЦУР для Узбекистана», а также на тему «Значение и цели Конвенции о правах инвалидов».

28) По итогам семинаров-тренингов, проведённых в шести регионах Республики Узбекистан, Ассоциация инвалидов Узбекистана подготовила аналитическую записку о проблемах лиц с инвалидностью, озвученных участниками во время семинаров-тренингов.

29) 28 ноября Ассоциация инвалидов Узбекистана провела спортивные соревнования среди лиц с инвалидностью на кубок «Мустакиллик». Спортивные соревнования проходили по четырём видам спорта: шахматы, шашки, настольный теннис, волейбол сидя. Все участники спортивных соревнований были награждены ценными подарками и призами.

30) Ассоциация инвалидов совместно с ОБСЕ, с участием международных экспертов, провели конференцию на тему «Международные стандарты в области продвижения и защиты прав людей с ограниченными возможностями», в которой приняли участие свыше 50 лиц с инвалидностью. Конференция проходила с переводом на трёх языках: Узбекский, Русский и Английский, а также сопровождалось сурдо переводом.

31) Ассоциация инвалидов совместно с ОБСЕ, с участием международных экспертов, провели общественные слушания по ратификации Республикой Узбекистан Конвенции ООН «О правах инвалидов», в которых приняли участие свыше 70 лиц с инвалидностью. Общественные слушания сопровождались сурдо переводом, а также переводом на Узбекский, Русский и Английский языки.

32) Ассоциация инвалидов совместно с ОБСЕ, с участием международных экспертов, провели онлайн круглый стол на тему «Доступ к правосудию для лиц с инвалидностью: зарубежный опыт и национальная практика».

33) Ассоциация инвалидов совместно с ОБСЕ, с помощью анкетирования, провели исследование по вопросу участия лиц с инвалидностью в общественной и политической жизни. В анкетирование приняли участие более 200 лиц с инвалидностью. По результатам исследования будет разработан аналитический доклад с предложениями и рекомендациями по участию лиц с инвалидностью в общественной и политической жизни.

34) В честь международного дня инвалидов, в целях повышение знаний молодёжи о правах лиц с инвалидностью, был проведён творческий конкурс среди студентов ВУЗов города Ташкента. По итогам конкурса три победителя были награждены дипломами и ценными подарками.

35) Ассоциация инвалидов Узбекистана, совместно с УВКЧП, провела круглый стол, посвященный Международному дню людей с инвалидностью 3 декабря, на тему: «Восстановление по принципу «лучше, чем было»: к инклюзивному, доступному и устойчивому Узбекистану после COVID -19 с учётом интересов людей с инвалидностью». Данное мероприятие в течении 2-х часов напрямую транслировалось телеканалом УЗРЕПОРТ. По итогам круглого стола были разработаны рекомендации по улучшению жизнедеятельности лиц с инвалидностью. Данное мероприятие сопровождались сурдо переводом, а также переводом на Узбекский, Русский и Английский языки. По окончании мероприятия был организован праздничный ужин.

36) 18 декабря Ассоциация инвалидов Узбекистана в соответствии с законом «Об общественном контроле» провела общественные слушания по итогам мониторинга физической доступности надземных станции метро и ВУЗов, расположенных в городе Ташкенте. По итогам общественных слушаний были разработаны рекомендации по созданию доступной физической среды для лиц с инвалидностью.

37) 25 декабря Ассоциация инвалидов Узбекистана в соответствии с Законом «Об общественном контроле» провела общественные слушания, посвященные результатам исследований проблем лиц с инвалидностью в сфере культуры, спорта, образования и трудоустройства, а также повышения потенциала ННО лиц с инвалидностью. По итогам общественных слушаний были разработаны соответствующие рекомендации.

38) В течение года были оказаны консультации по социальным и правовым вопросам более 200 лицам с инвалидностью.

39) Ассоциация инвалидов подготовила и направила в НЦПЧ замечания на «Промежуточный отчет о прогрессе, достигнутом Республикой Узбекистан в выполнении принятых рекомендаций Совета ООН по правам человека в мае 2018 году в рамках Третьего цикла Универсального Периодического Обзора Совета ООН по правам человека».